Уведомление посольства о задержании иностранного гражданина

Содержание

  1. Информация об изменениях:
  2. ГАРАНТ:
  3. Комментарий к Статье 96 Уголовно-процессуального кодекса

Статья 14. Задержание

1. Полиция защищает право каждого на свободу и личную неприкосновенность. До судебного решения в случаях, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

2. Полиция имеет право задерживать:

1) лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок, — до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

3) лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, — до передачи их в места отбывания административного ареста;

4) лиц, находящихся в розыске, — до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

5) лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ в пункт 6 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона внесены изменения

6) военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления, — до передачи их военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командирам воинских частей или военным комиссарам;

7) лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, — до передачи их в учреждения, обеспечивающие исполнение таких мер;

8) лиц, уклоняющихся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным законом;

9) лиц, допустивших нарушение правил комендантского часа, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным конституционным законом;

10) лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты, — до выяснения личности, но на срок не более трех часов;

11) лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих, — до передачи их в лечебные учреждения либо по месту жительства;

12) лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение, — до передачи их в психиатрическое лечебное учреждение;

13) лиц, в отношении которых поступило требование о выдаче, — до передачи их иностранному государству по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации.

3. В каждом случае задержания сотрудник полиции обязан выполнить действия, предусмотренные частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, а также разъяснить лицу, подвергнутому задержанию (далее — задержанное лицо), его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения.

4. Срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лица. Срок административного задержания исчисляется в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

5. Задержанное лицо вправе пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания.

6. Задержанные лица, находящиеся при них вещи и документы, а также их транспортные средства подвергаются досмотру в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен федеральным законом.

7. Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции.

8. О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет его родителей или иных законных представителей.

9. О задержании военнослужащего полиция уведомляет командование воинской части, в которой он проходит военную службу.

10. О задержании иностранного гражданина или подданного иностранного государства полиция уведомляет посольство (консульство) соответствующего государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. Право на телефонный разговор не предоставляется и уведомление не осуществляется в случаях, если задержанными лицами являются лица, указанные в пунктах 2, 3, 4, 7, 8, 12 части 2 настоящей статьи.

12. Полиция принимает при необходимости меры по оказанию задержанному лицу первой помощи, а также меры по устранению возникшей при задержании угрозы жизни и здоровью граждан или объектам собственности.

13. В полиции в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, ведется реестр лиц, подвергнутых задержанию. Сведения, содержащиеся в реестре, не могут быть переданы третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

14. О задержании составляется протокол, в котором указываются дата, время и место его составления, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица.

15. Протокол о задержании подписывается составившим его сотрудником полиции и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе о задержании делается соответствующая запись. Копия протокола вручается задержанному лицу.

16. Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью. Условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания задержанных лиц определяются Правительством Российской Федерации. Задержанные лица перед водворением в специально отведенные для этого помещения и после окончания срока задержания подвергаются осмотру, результаты которого заносятся в протокол о задержании.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 14 настоящего Федерального закона

Дата размещения статьи: 27.05.2015

Вопросы задержания и ареста гражданина иностранного государства на территории Российской Федерации регламентируются уголовно-процессуальным законодательством, в частности ст. 1, 3, 96 и 108 УПК РФ.
Многие важные организационные положения по вопросам задержания и ареста иностранных граждан были ранее закреплены в межведомственном нормативном акте — Инструкции о порядке извещения иностранных дипломатических и консульских представительств на территории СССР о задержаниях и арестах граждан представляемого ими государства, а также о порядке посещения консульскими должностными лицами и сотрудниками посольств задержанных, арестованных и осужденных к лишению свободы граждан (утв. Прокуратурой СССР, Верховным Судом СССР, МВД СССР, МИД СССР и КГБ СССР 5 июня 1987 года N 39/17/144/35/107/35 — утратила силу).
Согласно ст. 3 УПК РФ "производство по уголовным делам о преступлениях, совершенных иностранными гражданами или лицами без гражданства на территории Российской Федерации, ведется в соответствии с правилами настоящего Кодекса". Следовательно, применение мер процессуального принуждения к иностранным гражданам и лицам без гражданства осуществляется в порядке, предусмотренном УПК РФ.
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 96 УПК РФ дознаватель, следователь не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого, который является гражданином или подданным другого государства, уведомляют посольство или консульство этого государства. Вместе с тем уголовно-процессуальное законодательство не содержит никаких сроков уведомления посольства или консульства иностранного государства об аресте гражданина или подданного этого государства и не включает это в обязанности дознавателя или следователя.
Следует отметить, что 12-часовой срок уведомления посольства или консульства иностранного государства о задержании гражданина или подданного также закреплен в п. 20.4 Приказа МВД России от 30.04.2012 N 389 "Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан" .
———————————
Российская газета. N 156. 11.07.2012.

Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (в ред. от 02.07.2013) "О полиции" содержит указание, что "о задержании иностранного гражданина или подданного иностранного государства полиция уведомляет посольство (консульство) соответствующего государства в соответствии с законодательством Российской Федерации" (п. 10 ст. 14) .
———————————
Собрание законодательства РФ. 2011. N 7. Ст. 900.

Читайте также:Решение учредителя о безвозмездной финансовой помощи образец

В Приказе МВД России от 02.03.2009 N 185 (в ред. от 13.08.2012) "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения" закреплено, что "в случае задержания иностранного гражданина или подданного иностранного государства сотрудником принимаются меры по уведомлению посольства (консульства) соответствующего государства" (п. 196.1) .
———————————
Российская газета. N 122. 07.07.2009.

Рассматриваемый вопрос находит свое закрепление и в нормах международного права, в частности в Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года , Своде принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (принят 09.12.1988 Резолюцией 43/173 на 43-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) , а также в многочисленных двусторонних консульских договорах и конвенциях, заключенных СССР и Российской Федерацией с зарубежными странами.
———————————
Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1989. N 12. Ст. 275.
Правовые основы деятельности системы МВД России. Сборник нормативных документов. Т. 2. М., 1996. С. 147 — 157.

В соответствии со ст. 36 Венской конвенции о консульских сношениях консульское учреждение представляемого государства должно быть безотлагательно уведомлено о том, что гражданин его государства арестован, заключен в тюрьму, задержан в каком-либо ином порядке, если иностранный гражданин этого потребует.
В Своде принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, провозглашается, что "если задержанное или находящееся в заключении лицо является иностранцем, ему должно быть без промедлений сообщено о его праве связаться с помощью надлежащих средств с консульством или дипломатическим представительством государства, гражданином которого оно является или которое иным образом правомочно получить такое сообщение в соответствии с международным правом. ", при этом "любое уведомление, упомянутое в настоящем принципе, должно отправляться или разрешаться компетентным органом без промедления" (п. 2, 4 Принципа 16).
Вместе с тем 12-часовой срок уведомления, который закреплен в ч. 1 ст. 96 УПК РФ и в п. 20.4 Приказа МВД России от 30.04.2012 N 389 "Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан", не согласуется ни с одним из сроков, установленных в нормах международного права, а также двусторонних консульских конвенциях и договорах, заключенных СССР и Российской Федерацией с зарубежными странами.
Так, в ст. 39 Консульской конвенции между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан от 17.10.1996 закреплено, что об аресте гражданина консульское учреждение уведомляется безотлагательно в срок до 4 суток. В ст. 13 Консульского договора между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 25.04.2002 закреплено, что в случае задержания, ареста или лишения свободы любыми другими способами гражданина представительство уведомляется в течение 3 рабочих дней. В ст. 39 Консульской конвенции между Российской Федерацией и Республикой Корея от 18.03.1992 говорится, что об аресте гражданина консульское учреждение уведомляется немедленно.
———————————
Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 37. Ст. 3709.
Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 4. Ст. 244.
Бюллетень международных договоров. 1993. N 9. С. 55 — 80.

В этой связи полагаем целесообразным провести классификацию действующих двусторонних консульских договоров и конвенций, заключенных СССР и Российской Федерацией с зарубежными странами, исходя из срока уведомления консульского учреждения иностранного государства о задержании или аресте гражданина представляемого государства.
Анализ действующих двусторонних консульских договоров и конвенций, заключенных СССР и Российской Федерацией с зарубежными странами показал, что в них закреплены следующие сроки уведомления консульских учреждений и представительств иностранных государств о задержании или аресте гражданина представляемого ими государства:
1) немедленно (незамедлительно), безотлагательно, в разумно короткий срок;
2) в течение 2-х рабочих дней;
3) незамедлительно в течение 3-х суток;
4) безотлагательно в срок до 4-х суток;
5) безотлагательно в срок до 5-ти суток;
6) не позднее 6-ти дней;
7) в пределах 7-ми дней.
Так, к 1-й группе двусторонних консульских договоров и конвенций возможно отнести следующие: Консульская конвенция между СССР и Социалистической Республикой Вьетнам от 29.09.1978 (статья 35); Консульская конвенция между СССР и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии от 02.12.1965 (статья 36); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Народной Республикой Бангладеш от 03.09.2007 (статья 39); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Португальской Республикой от 26.10.2001 (статья 39); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Индией от 21.12.1998 (статья 39); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Куба от 23.03.1998 (статья 39); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Исламской Республикой Пакистан от 08.07.1997 (статья 39); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24.01.1995 (статья 39); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Литовской Республикой от 08.09.1992 (статья 39); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Армения от 22.12.1992 (статья 39); Консульская конвенция между Правительством СССР и Правительством Маврикия от 29.08.1984 (статья 34); Консульская конвенция между Правительством СССР и Правительством Республики Экваториальная Гвинея от 03.11.1983 (статья 36); Консульская конвенция между СССР и Республикой Боливия от 18.03.1980 (статья 36); Консульская конвенция между СССР и Республикой Эквадор от 10.12.1982 (статья 28); Консульская конвенция между СССР и Республикой Мали от 12.06.1980 (статья 36); Консульская конвенция между СССР и Республикой Никарагуа от 19.03.1980 (статья 36); Консульская конвенция между СССР и Греческой Республикой от 06.09.1978 (статья 37); Консульская конвенция между СССР и Мексиканскими Соединенными Штатами от 18.05.1978 (статья 32); Консульская конвенция между СССР и Республикой Кипр от 08.02.1978 (статья 37); Консульская конвенция между Правительством СССР и Правительством Сирийской Арабской Республики от 03.06.1976 (статья 37); Консульская конвенция между СССР и Республикой Острова Зеленого Мыса от 27.11.1976 (статья 36); Консульская конвенция между СССР и Гвинейской Республикой от 23.04.1976 (статья 37); Консульская конвенция между СССР и Республикой Гвинея-Бисау от 16.04.1976 (статья 36); Консульская конвенция между СССР и Иракской Республикой от 15.04.1975 (статья 36); Консульская конвенция между СССР и Королевством Норвегии от 07.12.1971 (статья 39); Консульская конвенция между СССР и Швецией от 30.11.1967 (статья 39); Консульская конвенция между СССР и Соединенными Штатами Америки от 01.06.1964 (статья 12); Консульская конвенция между СССР и Французской Республикой от 08.12.1966 (статья 37); Консульская конвенция между СССР и Швецией от 30.11.1967 (статья 39); Консульская конвенция между СССР и Японией от 29.07.1966 (статья 32); Консульская конвенция между СССР и Финляндской Республикой от 24.01.1966 (статья 30).
———————————
Ведомости Верховного Совета СССР. 1979. N 34. Ст. 552.
Ведомости Верховного Совета СССР. 1968. N 41. Ст. 370.
Собрание законодательства РФ. 2012. N 33. Ст. 4620.
Собрание законодательства РФ. 2003. N 41. Ст. 3948.
Собрание законодательства РФ. 2004. N 37. Ст. 3710.
Собрание законодательства РФ. 1999. N 47. Ст. 5627.
Собрание законодательства РФ. 2002. N 47. Ст. 4636.
Собрание законодательства РФ. 1997. N 5. Ст. 613.
Собрание законодательства РФ. 2000. N 5. Ст. 464.
Собрание законодательства РФ. 2005. N 17. Ст. 1486.
Сборник международных договоров СССР. Вып. XLI. М., 1987. С. 76 — 88.
Сборник международных договоров СССР. Вып. XLI. М., 1987. С. 88 — 99.
Ведомости ВС СССР. 1986. N 20. Ст. 341.
Ведомости ВС СССР. 1984. N 35. Ст. 606.
Ведомости ВС СССР. 1982. N 47. Ст. 864.
Ведомости ВС СССР. 1982. N 20. Ст. 336.
Сборник международных договоров СССР. Вып. XXXVI. М., 1982. С. 31 — 44.
Ведомости ВС СССР. 1979. N 37. Ст. 606.
Ведомости ВС СССР. 1979. N 39. Ст. 634.
Ведомости ВС СССР. 1979. N 13. Ст. 202.
Ведомости ВС СССР. 1978. N 50. Ст. 829.
Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXIII. М., 1979. С. 49 — 61.
Ведомости ВС СССР. 1977. N 14. Ст. 220.
Ведомости ВС СССР. 1976. N 9. Ст. 155.
Ведомости ВС СССР. 1974. N 18. Ст. 273.
Ведомости ВС СССР. 1968. N 37. Ст. 334.
Ведомости ВС СССР. 1968. N 29. Ст. 261.
Ведомости ВС СССР. 1969. N 41. Ст. 363.
Ведомости ВС СССР. 1968. N 37. Ст. 334.
Ведомости ВС СССР. 1967. N 32. Ст. 437.
Ведомости ВС СССР. 1966. N 51. Ст. 1042.

Читайте также:Сопроводительное письмо к протоколу разногласий образец

Ко 2-й группе двусторонних консульских договоров и конвенций возможно отнести Консульскую конвенцию между Российской Федерацией и Итальянской Республикой от 15.01.2001 (статья 41).
———————————
Собрание законодательства РФ. 2004. N 18. Ст. 1691.

К 3-й группе двусторонних консульских договоров и конвенций возможно отнести следующие: Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Польша от 22.05.1992 (статья 43); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Сербией и Черногорией от 07.11.2005 (статья 23); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Королевством Бельгия от 22.12.2004 (статья 38); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Румынией от 04.07.2003 (статья 20); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Монголией от 25.03.2002 (статья 15); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Венгерской Республикой от 12.01.2001 (статья 14); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Албанией от 11.04.1995 (статья 41); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Болгарией от 07.09.1995 (статья 50); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 28.03.1994 (статья 38); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Польша от 22.05.1992 (статья 43); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Украиной от 15.01.1993 (статья 13); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Эстонской Республикой от 02.12.1992 (статья 39).
———————————
Собрание законодательства РФ. 1998. N 14. Ст. 1515.
Собрание законодательства РФ. 2008. N 34. Ст. 3905.
Собрание законодательства РФ. 2010. N 12. Ст. 1257.
Собрание законодательства РФ. 2006. N 6. Ст. 642.
Собрание законодательства РФ. 2004. N 37. Ст. 3711.
Собрание законодательства РФ. 2004. N 7. Ст. 452.
Собрание законодательства РФ. 2011. N 19. Ст. 2718.
Собрание законодательства РФ. 1997. N 23. Ст. 2665.
Собрание законодательства РФ. 1997. N 34. Ст. 3949.
Собрание законодательства РФ. 1998. N 14. Ст. 1515.
Собрание законодательства РФ. 1998. N 49. Ст. 5971.
Собрание законодательства РФ. 2001. N 47. Ст. 4406.

К 4-й группе двусторонних консульских договоров и конвенций возможно отнести следующие: Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан от 02.03.1994 (статья 39); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Туркменистаном от 18.05.1995 (статья 39); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой от 06.06.1995 (статья 39); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Латвийской Республикой от 14.12.1994 (статья 39); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Молдова от 14.06.1994 (статья 12); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой от 25.01.1994 (статья 39); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Латвийской Республикой от 14.12.1994 (статья 39).
———————————
Собрание законодательства РФ. 1999. N 5. Ст. 604.
Собрание законодательства РФ. 1999. N 12. Ст. 1408.
Собрание законодательства РФ. 1999. N 20. Ст. 2412.
Собрание законодательства РФ. 2005. N 7. Ст. 493.
Собрание законодательства РФ. 2000. N 6. Ст. 612.
Собрание законодательства РФ. 2001. N 47. Ст. 4407.
Собрание законодательства РФ. 2005. N 7. Ст. 493.

К 5-й группе двусторонних консульских договоров и конвенций возможно отнести следующие: Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Македонией (статья 40); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Йеменской Республикой от 25.04.2001 (статья 14); Консульская конвенция между СССР и Турецкой Республикой от 27.04.1988 (статья 42).
———————————
Собрание законодательства РФ. 2006. N 6. Ст. 641.
Собрание законодательства РФ. 2009. N 13. Ст. 1463.
Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990. N 1. Ст. 1.

К 6-й группе двусторонних консульских договоров и конвенций возможно отнести Консульскую конвенцию между СССР и Тунисской Республикой от 06.04.1977 (статья 40).
———————————
Ведомости ВС СССР. 1984. N 24. Ст. 419.

К 7-й группе двусторонних консульских договоров и конвенций возможно отнести Консульскую конвенцию между СССР и Республикой Гана от 22.02.1985 (статья 38).
———————————
Сборник международных договоров СССР. Вып. XLI. М., 1987. С. 37 — 50.

Приведенная классификация двусторонних консульских договоров и конвенций представляет определенный интерес с точки зрения правоприменительной практики, так как указывает на случаи несогласованности между подлежащими применению национальными и международными правовыми нормами относительно сроков уведомления консульских учреждений и представительств иностранных государств о задержании или аресте их граждан.
В свою очередь, правила разрешения такого рода противоречий различаются в зависимости от вида противоречия — коллизии или конкуренции правовых норм, содержащихся в правовых актах.
Первоначальная трактовка понятий "коллизия" и "конкуренция" в латинском языке не позволяет обнаружить между ними кардинальных различий. Коллизия означает столкновение, сотрясение , а конкуренция — столкновение, соперничество .
———————————
См.: Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М., 2003. С. 334.
См.: Там же. С. 385.

По мнению А.Ф. Черданцева, "кардинальное отличие этих явлений друг от друга состоит в том, что если коллизия норм права, как правило, представляет собой дефект в работе законодателя, то конкуренция норм права есть необходимый способ связи норм права. Конкурирующие связи норм права являются неизбежным элементом любой системы права и существуют во всех отраслях права" .
———————————
Черданцев А.Ф. Толкование права и договора. М., 2003. С. 173.

Изложенное позволяет заключить, что имеющая место несогласованность ставит правоприменителя в ситуацию выбора той или иной нормы национального или международного права.
В данном случае в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ закреплено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Аналогичная по содержанию норма содержится и в ч. 3 ст. 1 УПК РФ.
Вместе с тем полагаем, что в том случае, если двусторонний договор или конвенция относятся по приведенной выше классификации ко 2 — 7 группам, то следует соблюдать 12-часовой срок уведомления консульского учреждения или представительства иностранного государства, который закреплен в ч. 1 ст. 96 УПК РФ и в п. 20.4 Приказа МВД России от 30.04.2012 N 389 "Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан", что, в свою очередь, не будет являться нарушением правил двусторонних международных договоров или конвенций в данной части.
Также в целях устранения имеющейся конкуренции правовых норм предлагается часть 3 ст. 96 УПК РФ изложить в следующей редакции:
"3. Если подозреваемый является гражданином или подданным другого государства, то посольство или консульство этого государства уведомляется незамедлительно либо в срок, указанный в двустороннем международном договоре или конвенции Российской Федерации с данным государством".
Предлагается дополнить ст. 108 УПК РФ частью 12.1 следующего содержания:
"12.1. Лицо, в производстве которого находится уголовное дело при заключении под стражу гражданина или подданного иностранного государства, уведомляет посольство или консульство этого государства незамедлительно либо в срок, указанный в двустороннем международном договоре или конвенции Российской Федерации с данным государством".

СТ 96 УПК РФ

1. Подозреваемый в кратчайший срок, но не позднее 3 часов с момента его доставления в орган дознания или к следователю имеет право на один телефонный разговор на русском языке в присутствии дознавателя, следователя в целях уведомления близких родственников, родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения, о чем делается отметка в протоколе задержания. В случае отказа подозреваемого от права на телефонный разговор или невозможности в силу его физических или психических недостатков самостоятельно осуществлять указанное право такое уведомление производится дознавателем, следователем, о чем также делается отметка в протоколе задержания. Дознаватель, следователь не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого также уведомляет о его задержании иных лиц, указанных в частях второй, второй.1, второй.2 и третьей настоящей статьи.

2. При задержании подозреваемого, являющегося военнослужащим, об этом уведомляется командование воинской части, а в случае задержания сотрудника органа внутренних дел — начальник органа, в котором проходит службу указанный сотрудник.

2.1. При задержании подозреваемого, являющегося членом общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, об этом уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия в срок, указанный в части первой настоящей статьи.

2.2. При задержании подозреваемого, являющегося адвокатом, об этом уведомляется адвокатская палата субъекта Российской Федерации, членом которой он является, в срок, указанный в части первой настоящей статьи.

3. Если подозреваемый является гражданином или подданным другого государства, то в срок, указанный в части первой настоящей статьи, уведомляется посольство или консульство этого государства.

Читайте также:Проверить лицензию на осуществление частной охранной деятельности

4. При необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания уведомление по мотивированному постановлению дознавателя, следователя с согласия прокурора может не производиться, за исключением случаев, если подозреваемый является несовершеннолетним.

Комментарий к Статье 96 Уголовно-процессуального кодекса

1. Дознаватель или следователь, в производстве которого находится уголовное дело, не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого обязан уведомить об этом кого-либо из близких родственников (супругу, супруга, родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев, сестер и других), а при их отсутствии — других родственников или предоставляет возможность такого уведомления самому подозреваемому.
———————————
Пункт 4 ст. 5 УПК РФ.

Уведомление о задержании может быть сделано по телефону, факсу, по любым иным каналам связи, а также в личной беседе. Однако это не освобождает следователя или дознавателя от обязанности составить письменное уведомление и отправить его в адрес лиц, указанных в комментируемой статье. Копия такого письменного уведомления, на котором фиксируются дата отправления и исходящий номер, подшивается к материалам уголовного дела.

Уведомление может быть сделано самим подозреваемым, если дознаватель или следователь примет об этом решение.

В данной части представляет интерес сложившаяся практика военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, где следователю рекомендуется составлять протокол разъяснения подозреваемому права на уведомление родственников о задержании. В протоколе, помимо прочего, указывается время, способ и адрес или абонент произведенного уведомления.

В случае если подозреваемый скрывает необходимые для сообщения о задержании данные о своих близких родственниках и у следователя отсутствует возможность выполнить требования закона по объективным причинам, об этом составляется соответствующая справка, которая приобщается к материалам уголовного дела, либо указанные сведения отражаются в протоколе разъяснения подозреваемому права на уведомление родственников о задержании.

О задержании и месте содержания несовершеннолетнего подозреваемого незамедлительно извещаются его родители или иные законные представители .
———————————
Часть 3 ст. 423 УПК РФ.

В случае если подозреваемый является несовершеннолетним, выносится постановление о допуске к обязательному участию в уголовном деле его законного представителя .
———————————
Часть 1 ст. 426 УПК РФ.

Участие законного представителя в уголовном деле обеспечивается с момента первого допроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого, которому разъясняются его права, предусмотренные ч. 2 ст. 426 настоящего Кодекса.

2. О задержании в качестве подозреваемого военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, уведомляется также командование воинской части, в которой задержанный проходит военную службу, а в случае задержания сотрудника органа внутренних дел — начальник органа, в котором проходит службу указанный сотрудник.

О задержании военнослужащих вне расположения воинской части, в которой они проходят военную службу, немедленно уведомляются органы военного управления, органы военной прокуратуры и военные следственные органы Следственного комитета РФ .
———————————
Пункт 3 ст. 5 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

3. При задержании подозреваемого, являющегося членом общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания", об этом не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.

Полномочия члена общественной наблюдательной комиссии приостанавливаются с момента фактического задержания его в качестве лица, подозреваемого в совершении преступления, до прекращения уголовного преследования в отношении данного лица в связи с отсутствием состава преступления или непричастностью к совершению преступления либо до вступления в законную силу оправдательного приговора суда в его отношении .
———————————
Пункт 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания".

4. В случаях, когда подозреваемый является гражданином или подданным другого государства, в срок, указанный в ч. 1 ст. 96 УПК РФ, через МИД России уведомляется посольство или консульство этого государства.

Уведомление посольства или консульства о задержании гражданина иностранного государства направлено на обеспечение задержанному, находящемуся в условиях ограниченной свободы, права на защиту, которое он самостоятельно реализовать не может. В связи с этим является целесообразным и предложение об обращении к посольству или консульству о помощи в поиске переводчика для участия в процессуальных действиях, проводимых с подозреваемым.

Несмотря на то что ст. 36 Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г. предусматривает безотлагательное уведомление консульского учреждения представляемого государства о том, что в пределах его округа какой-либо гражданин его государства арестован, заключен в тюрьму, задержан в каком-либо ином порядке, только по просьбе гражданина иностранного государства, комментируемая часть ст. 96 настоящего Кодекса налагает на дознавателя или следователя обязанность по осуществлению такого уведомления вне зависимости от волеизъявления задержанного.

Вопросы задержания в качестве подозреваемых и уведомления о задержании граждан иностранных государств также определены иными двусторонними международными соглашениями, которые устанавливают различные особенности порядка задержания консульских должностных лиц и направления в консульское учреждение информации о задержании иностранных граждан.

Следует учитывать, что некоторые консульские конвенции устанавливают личную неприкосновенность консульских должностных лиц и членов их семей, которые не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме .
———————————
Консульские конвенции между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой от 17 апреля 2001 г.; Азербайджанской Республикой от 6 июня 1995 г.; Йеменской Республикой от 25 апреля 2001 г.; Латвийской Республикой от 14 декабря 1994 г.; Литовской Республикой от 8 сентября 1992 г.; Республикой Армения от 22 декабря 1992 г. и др.

Иные двусторонние консульские конвенции содержат положения о том, что консульские должностные лица не подлежат ни аресту, ни предварительному заключению иначе, как на основании постановлений компетентных судебных властей в случае совершения тяжких преступлений .
———————————
Консульские конвенции между Российской Федерацией и Исламской Республикой Пакистан от 8 июля 1997 г.; Монголией от 25 марта 2002 г.; Республикой Корея от 18 марта 1992 г. и др.

5. В тех случаях, когда в интересах предварительного расследования необходимо сохранить тайну задержания или место его содержания, то с согласия прокурора уведомление может не производиться. Это ограничение не распространяется на несовершеннолетних подозреваемых.

Также не применяется тайна факта задержания и в отношении несовершеннолетних обвиняемых, объявленных в розыск, задержанных в связи с их обнаружением в соответствии с ч. 3 ст. 210 настоящего Кодекса в порядке, установленном гл. 12 настоящего Кодекса.

Принятие решения о необходимости сохранения в тайне факта задержания требует согласования с прокурором. Однако согласно п. 41.1 ст. 5 настоящего Кодекса прокурор дает согласие на действия и решения дознавателя, а руководитель следственного органа — на действия и решения следователя. В этой связи представляется, что данное решение следователя должно быть согласовано также и с руководителем следственного органа.

В ч. 4 комментируемой статьи не указано, как оформляется решение дознавателя или следователя о сохранении в тайне в интересах расследования факта задержания лица. В данном случае представляется, что следователю надлежит выносить постановление о неразглашении факта задержания подозреваемого, производить его согласование с надзирающим прокурором.

Поскольку положение ч. 1 комментируемой статьи направлено на обеспечение прав и законных интересов не только подозреваемого, но и его близких родственников, закон обязывает следователя уведомить их вне зависимости от позиции подозреваемого, даже в случае, если задержанный заявляет ходатайство о сохранении в тайне от своих родственников факта задержания.

Если у задержанного остались без присмотра и помощи несовершеннолетние дети, другие иждивенцы, а также престарелые родители, нуждающиеся в постороннем уходе, то следователь, дознаватель обязаны принять меры по их передаче на попечение близких родственников, родственников или других лиц либо помещению в соответствующие детские или социальные учреждения, а также по обеспечению сохранности оставшегося без присмотра имущества и уведомить об этом подозреваемого .
———————————
Статья 160 УПК РФ.

Источник: lawsexp.com

vkontakte-moja